Сергей Расторгуев Мое правило: «Взялся за дело - доведи до конца!»

Все начинается с детства

 

Мои детские годы прошли в родном селе Амга Амгинского района. Родился я в Вилюйске, так как отец Василий Васильевич тогда работал замполитом в роторной партии, и вместе с ним наша семья, можно так сказать, кочевала из района в район. В военное время отец был направлен на работу первым секретарем райкома комсомола в Верхоянск. Как он рвался на передовую, но его партийное назначение не позволяло ему уйти на фронт. В военные годы будучи человеком с очень активной жизненной позицией, спортсменом, он неоднократно занимал призовые места на республиканских играх, межрайонной спартакиаде по легкой атлетике, по национальным прыжкам, становился чемпионом республики. В 1945 году был организатором легендарного первого лыжного перехода Верхоянск-Якутск-Верхоянск, посвященного Великой Победе в ВОВ. После войны его избрали первым секретарем Амгинского райкома комсомола, заведующим отделом пропаганды и агитации Амгинского райкома партии. Позже в Якутске работал начальником ПМК в сельском строительстве, почётный строитель Якутии, кавалер ордена Трудового Красного Знамени, персональный пенсионер, ветеран тыла, почетный гражданин Амгинского улуса. Кстати, в этом году ему бы исполнилось 100 лет. Мама Анастасия Федотовна, в военное время одна из первых трактористок, работала на целине в Амге, была бригадиром комсомольско-молодежной бригады, избиралась депутатом райсовета, работала заведующей отделом культуры исполкома Амгинского райсовета, ее даже хотели направить в Высшую партийную школу. Но она выбрала иной путь – стать женой и матерью. После переезда семьи в Якутск, долгое время работала в Союзпечати, ветеран тыла, награждена почетным знаком РС(Я) «Гражданская доблесть». Мама любила петь, играла на гармошке, балалайке, и я вместе с ней научился играть на них. Родители были интеллигентными, скромными, честными, трудолюбивыми людьми, вырастили и воспитали семерых детей. Теплым словом вспоминаю нашу бабушку Дарью Дмитриевну, которая целыми днями заботилась о нас, готовила обеды, ужины на такую большую семью. Мы всегда помогали родителям по хозяйству: кололи дрова, чистили снег, топили печь, таскали лед и воду, работали на сенокосе. С детства отец всегда брал нас с собой на охоту, рыбалку, сбор ягод, грибов, он как спортсмен, пробудил в нас интерес к спорту, к занятиям физкультурой. В Амге жили на улице Широких-Полянского. С братьями чем только не занимались, играли в лапту, волейбол, теннис, занимались акробатикой, поднимали самодельные штанги, тянулись на перекладине и прыгали с шестом, и это все в обычном амгинском дворе, где собиралась почти вся соседская детвора. Дома у нас на всю стену была большая библиотека, родители сами читали и старались приобретать по возможности интересную художественную литературу, поэтому мы с детства любили книги, много читали.

В 3 классе я поступил в Амгинскую музыкальную школу на класс баяна. Учителем был Черемных Анатолий Александрович, его именем сейчас названа Детская школа искусств в Амге. Музыкальную школу закончил с отличием. Выступал на вечерах и концертах, играл на баяне и гармошке. Потом меня даже хотели отправить в Ленинград в музыкальную школу при консерватории, но родители не отпустили в чужой город в столь раннем возрасте.

В детстве я был очень подвижным и озорным, а еще очень любил мечтать и фантазировать.  Бывало, собирались мальчишки и среди них: мой друг Вася Константинов и девчонки. Я их усаживал в круг и развлекал невероятными историями, а они слушали так, как будто я читаю интереснейшую сказку. Однажды переоделся в старушку, зашел к своей бабушке в хотон, когда она доила корову, и разговаривал с ней голосом соседки. А бабушка разговаривала со мной, как с соседкой, потом узнала меня, любя поругала, и все потом долго смеялись. Вот такими были мои первые творческие шаги к профессии артиста.

 Мне нравились тогда клоуны Леонид Енгибаров и Юрий Никулин, и я сам мечтал стать артистом. Любил гримасничать, показывать разнообразную мимику лица, повторял знаменитые выражения, копировал походку, за что мне дали прозвище «Никульё». Как-то в журнале «Юный техник» нашел описание техники жонглирования и показа фокусов. Мы с друзьями прочитали и освоили эту технику и, играючи, соревновались между собой, тогда я научился жонглировать 5-тью самодельными шарами из пластилина.

В 1968 году наша семья переехала в Якутск, и я по своему большому желанию начал ходить в «Дом Пионеров», который располагался в нынешнем здании ТЮЗа, в цирковой кружок, которым руководил Владимир Петрович Сарычев. Директором Дома пионеров в то время была замечательная легендарная Фаина Андреевна Авдеева. Занимаясь в этом кружке, я научился жонглировать булавами, мячами, кольцами, научился пластике тела, стал выступать в художественной самодеятельности. Учился в 8 классе восьмилетней школы № 25 г. Якутска, тогда мы жили в многоквартирном деревянном доме на втором этаже по Лермонтова, 202. А затем учился и окончил среднюю школу № 8 г.Якутска. Моими одноклассниками были дети именитых людей нашей республики: дочь летчика Валерия Ильича Кузьмина - Зоя, дочь профессора Георгия Петровича Башарина - Валя, сестра известной певицы Натальи Трапезниковой - Оля. Мы были очень дружны с одноклассниками, хорошие были ребята. Я иногда сбегал с уроков на занятия в цирковом кружке для изучения и подготовки нового трюка, в то время уже со своими номерами я выступал на разных концертах. В 10 классе с ребятами организовали школьный вокально-инструментальный ансамбль, я играл на гитаре, и коллективом мы играли на вечерах и фестивалях художественной самодеятельности

 

 

 

Волею судьбы

 

По окончании школы хотел поступить в цирковое училище, написал заявление, но опоздал, набор уже закончился. К тому времени меня нашел Юрий Егорович Платонов, сейчас заслуженный артист России, народный артист РС(Я). Вместе с Василием Афанасьевичем Босиковым, который был в то время директором объединения «Якуттеатр» (концертно-эстрадное бюро), они набирали группу юношей и девушек для обучения во «Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства» в Москве. Это был 1970 год. В набранной группе было 15 ребят, в том числе: Марфа Колесова, Федор Колосов, Агафий Федоров, Владимир Заболоцкий, Аграфена Кузьмина, Евдокия Ларионова, Елизавета Романова, Николай Турантаев, Татьяна Канаева, Наталья Шестакова, Арианна Аргунова, Татьяна Попова, Герман Сотников, Ксения Абрамова, Сергей Давидчук. Перед отъездом в Москву нас отправили на гастроли по заречным районам с программой «Мы будущие артисты», чтобы мы сами подзаработали на дорогу.

Отучившись в Москве 2 года, я получил статус жонглера, мима, это было в 1972 году. После учебы мы все приехали эстрадными артистами, нас еще люди знают под названием «Якутская эстрада -72». Всей группой мы тогда с концертами ездили в Молдавию, Башкирию, Марфу после выпуска выбрали для поездки в Париж. Во время учебы мы с Марфой дружили, а в 1974 году мы поженились.

 

Становление характера

 

С детства я был подвижным, общительным, только повзрослев, стал скромнее, сдержаннее, даже стеснительнее, видимо возраст такой был. Но потом со временем выступления перед публикой меня расковали, с каждым разом я с удовольствием выходил на сцену. Конечно, воспитание в семье тоже сыграло огромную роль в моем становлении как личности.

В школе я всегда был независимым, боролся за справедливость, заступался за беззащитных и слабых. Помню, когда учился в Амге, в наш класс пришел новенький, Валера Алексеев, одноклассники не приняли в коллектив, начали его по-своему «проверять», а я заступился за него. Тогда групповых драк среди мальчишек не было, если с кем-то и имелся конфликт, то как «настоящие мужчины» дрались один на один, никого не вовлекая, можно даже сказать, было что-то вроде «дуэли».

В школьных мероприятиях всегда играл на баяне, на гитаре, изучал разные модные течения музыки, шейк, твист, меня буквально интересовало все новое и необычное. Интерес к музыке никогда не угасал, тогда был популярен «Кругозор» с такими гибкими прозрачными пластинками между страницами журнала, покупал по возможности виниловые пластики, записывал от руки песенники любимых песен. И считаю, что все это заслуги моих педагогов музыкальной школы и учителей школы в Амге, особенно Зинаиды Тимофеевны Черняк, ей сейчас 95 лет.

Приехав в Якутск, по русскому языку я оказался самым грамотным учеником. В 9-10 классах, честно говоря, я пропускал уроки из-за своего увлечения, это сейчас я могу сказать, что раскрывал свое творчество и этому полностью посвящал все свое время, так что частенько в классном журнале появлялись кривые «троечки». Это было моим независимым выбором в пользу творческой деятельности, и я даже был рад этому, но школу я окончил хорошо. Упорство, трудолюбие, стремление к лучшему, выносливость, дисциплина, поддержка близких мне людей и мастерство педагогов - все это сформировали меня, как человека, добивающегося поставленных задач и жизненных целей.

Я считаю, когда в человеке есть какой-то дар, то его нужно суметь раскрыть и преподнести окружающим эту ценность таким образом, чтобы обратили внимание.

 

Увлечение и вдохновение - основа творчества.

 

В Амге в детстве я много чем увлекался: ходил в кружки шашек, шахмат, особенно увлекался чтением, даже доходило до произведений Эмиля Золя (это в 7 классе!)  для взрослых читателей. Дома у нас было много книг, целая библиотека. В школьные годы читал на русском языке и, только повзрослев, осилил произведения якутских классиков. Я думаю, что книга развивает человека: не только дает грамотность, но и учит основам жизни и находить общий язык с людьми.

Много знаний и умений дала мне учеба в музыкальной школе. Я сочиняю песни и сам же их исполняю, а перед выступлением изрядно волнуюсь, думая о том, как воспримут мое творчество зрители.

Песни я начал сочинять с 90-х годов, вернее стал записывать. В юности я просто напевая, сочинял песни и никак не фиксировал это, те песни я конечно подзабыл.

Вдохновение приходит во время поездок, гастролей, стихи сочиняются как на русском, так и на якутском языках. Теперь дома и на работе всегда ношу с собой блокнот, куда записываю мысли, идеи, планы работы. В юности не задумываешься, что свои творения нужно сохранять в письменном виде. Сейчас жалею о том, что в свое время не вел дневник о незабываемых временах - творческих, ярких, веселых и исторических событиях нашей жизни.

 

 

 

Из истории якутской эстрады

  

Раньше мы, эстрадники, располагались в старом здании «Якуттеатра», сейчас некоторые помнят его как кафе «Чароит». Нас постоянно отправляли на гастроли. Василий Афанасьевич Босиков, тогда директор объединения «Якуттеатр», потом уже рассказывал, что мы своими гастролями часто выручали объединение. Тогда наше учреждение называлось филармония. Работали мы по хозрасчету: чем больше гастролей и концертов, тем больше была заработная плата, по тем меркам зарабатывали много - в месяц по 500-600 рублей получали. В те годы мы были молоды и на жалование особое внимание не обращали. 

Сейчас все рассказывают, что якутская эстрада началась с группы «Чороон», которые учились эстрадному искусству с 1973 года, а про нас - «Якутскую эстраду 72», к сожалению, подзабывают. Это после нас появились филармония, объединение «Сахаконцерт», и эстрада начала развиваться и стала такой, какой мы сейчас видим. До нашего выпуска в 60-е годы в Москве эстрадному пению учились наши замечательные Наталья Трапезникова и Юрий Платонов.

 

 

Становление мастера

 

В Якутию, когда я учился в школе, с гастролями приезжала тувинская труппа, силач Анатолий Беспятых, который поднимал зубами несколько гирь на трубе весом в 32 пуда, а тувинцы жонглировали большими вазами, в то время это было ново, интересно, необычно. Все это побудило во мне сделать что-то особенное, незабываемое.  В 70-м году до отъезда в Москву, балетмейстер Алексей Попов увидев и оценив мои выступления, сразу придумал для меня музыкальный номер «Танцующий жонглер»: научил меня пластике, дополнительным движениям, весь номер шел по музыке. В Москве все это развили, закрепили, добавили пантомиму, пластику, поставили хореографию. Все новое я воспринимал легко, и самое главное, у меня было огромное желание. После дневных занятий для укрепления навыков вечерами перед сном повторял новые трюки. Зная это, меня преподаватели называли «трудоголиком».

С эстрадными номерами я принимал участие во Всесоюзных, Всероссийских конкурсах эстрады в 1974, 1977, 1979, 1983 гг. Это было время взлета новой волны развития советской эстрады. В 1975 г. Марфа Колесова принимала участие наряду с Аллой Борисовной Пугачевой во «Всесоюзном конкурсе артистов эстрады», дошла до третьего тура, но по вполне объяснимым причинам «народникам» места не достались. С 1979-80-х гг. занялся оттачиванием   жонглирования «чабычахами», так появился совсем другой номер с национальным колоритом, в постановке которого мне помогала в Москве известный жонглер, заслуженная артистка Армянской ССР Нази Ширай.

Первая поездка за границу была в 1981 году в Канаду, туда от республики поехала целая делегация на международную выставку «ЭКСПО». После этого с Марфой побывали на гастролях в более чем 40 странах мира.

У меня внутри было убеждение, что я должен сделать такие трюки, которые никто еще не делал и не сделает. Поэтому я считаю, что добился многого только упорным трудом и огромным желанием.

 

Мечты и планы жизни связаны с цирком

 

У меня есть мечта открыть школу циркового искусства, и как я вижу, это должно быть учебное заведение для подготовки артистов и работников цирка. Эта мечта может быть реализована при завершении второй очереди цирка. У нас тогда появятся дополнительные помещения для приезжих трупп артистов известных цирков страны и мира, которые смогут показывать крупные цирковые программы, появятся репетиционные залы для тренировок, помещения для крупных животных. То есть будет полноценный цирковой комплекс.

Зданию нашему исполнилось уже 15 лет, в эксплуатацию оно было введено в 2004 году во времена Президента республики В.А.Штырова, а вторая очередь никак не может достроиться.

В России наш цирк – единственный национальный цирк, поэтому мы должны развиваться, должны обеспечивать ценными специалистами циркового искусства нашу республику, взращивая их в своих недрах, обучая у своих же мастеров - ветеранов цирка. При открытии своей цирковой школы мы сможем сами готовить артистов, администраторов, других работников в этой области искусства.

Первые наши выпускники Пекинского Международного колледжа искусств проработали в цирке уже 15 лет, являются неоднократными лауреатами и призерами международных конкурсов и фестивалей в России и за рубежом. Теперь они сами являются наставниками, могут делиться своим бесценным опытом и знаниями с новым поколением.

Сейчас в цирке работает около 200 работников. В этом году благодаря поддержке правительства нашей страны будут обучаться еще 20 детей.

Планов у нас намечено много, осенью мы будем отмечать 25-летие нашего любимого, самого северного цирка планеты - Бриллиантового цирка Якутии. Зрителей ждут новые премьеры. Хотим поставить совершенно новый спектакль мирового уровня с привлечением творческих команд профессионалов из Москвы. Это будет масштабное зрелищное представление под названием «Шаман Солнце».

Международная церемония цирковой церемонии в Монте-Карло, в которой приняли участие 6 человек. , Швейцария, Китай, Англия и Россия, под председательством Президента фестиваля Принцессы Стефании. Конкурсы отмечены еще в 2003 году. Студенты из Пекинского циркового колледжа стали вторыми. Наш цирк, оказывается, они следили. Мы так привлекаем внимание знаменитых цирковых деятелей мира.

В настоящее время есть северные олени, сибирские лайки, хаски, маламут, есть лисицы, песцы. Мы стараемся работать с северными животными. Администрация цирка. Всем нашим питомцам требуются должные уходы.

Казахстан приглашен на международный конкурс «Эхо Азии». Мы получили приглашение на гастроли в Средней Азии. Мы стараемся принять участие в различных фестивалях, конкурсах, мероприятиях, поэтому нам нужны в цирковой сфере, интересные программы. Выступление группы в Перми, в городах Прибалтики и Белоруссии. В Белорусском государственном цирке в Минске было использовано более 60 представлений. Это все лучшие новогодние представления в Белорусском цирке за последние годы.

Наши грандиозные планы связаны с модернизацией Якутского цирка, мы должны идти вместе с развитием новых технологий, в том числе и в искусстве. Само время требует обновлений.

 

 

 

Записала Лила