Государственный цирк РС(Я) | Новости

Ростислав Лебедев. Путь клоуна

В Государственном цирке Якутии работает ученик самого Юрия Никулина. Он очень хорошо усвоил уроки Мастера и стал замечательным клоуном. В этом году заслуженному артисту республики Саха (Якутия), Ростиславу Лебедеву исполнилось 60 лет. Из них 36 он посвятил цирковому искусству. И в жизни, и на арене коверный (развлекающий публику в паузах между номерами) клоун остается практически самим собой - простым якутским мужчиной. С виду важный и высокомерный, на деле же абсолютно простой, неприхотливый, по-клоунски бесхитростный - от того и смешной. Он словно тот самый парень с соседнего двора. Помните такого?
Ростислав встречает меня в гримерке, которую делит еще с пятью клоунами. Ведь все уже в курсе, что в нашем цирке не так уж много места. Мы разместились за одним из гримерных столов, для антуража включены лампочки, где-то под окном пасется цирковая лошадь.
То ли по случаю интервью, то ли по настроению в своей бежевой шляпе и светлом костюме выглядит мой собеседник по-летнему элегантно.

Ростислав, каким вы были в детстве?
- Как рассказывают родители я с раннего детства был затейником. Всегда находил чем развлечь своих братьев. Нас в семье было пятеро мальчишек, я второй. Как-то во время гастролей в Нюрбе встретил ребят с которыми вместе рос. Так они до сих пор удивляются как каждый день приходили слушать мои рассказы. Так и сидели дни напролет, развесив уши и разинув рты. А мои фантазии все не заканчивались.

Значит в отсутствие современных развлечений вы были чем-то вроде телевизора для своих друзей?
- Вроде того. Мне нравилось быть в центре внимания. Помню, когда появились проигрыватели я стал играть на гитаре и запел наподобие Бременских музыкантов. Потом стали собираться у телевизоров. Поглощали абсолютно все - будь то новости, политика, кино, концерты. В это время я и увлекся пантомимой. Меня заразили известные на весь Советский Союз артисты цирка Наталия и Олег Кирюшкины. Пантомима стала главным увлечением.

Когда вы поняли, что хотите стать артистом?
- В юности не было конкретного желания стать артистом. Возможно, в душу запали рассказы матери о родном отце. Он мог бы стать профессиональным артистом, если бы не ранний уход из жизни. Отец поступал в театральный институт имени Щепкина. Учился бы примерно в одно время со Степанидой Борисовой. Они его помнят, был говорят такой, Роман Лебедев, играл в сценках, активно участвовал в самодеятельности в Мегино-Кангаласском улусе. Его не стало, когда мне исполнился год.    
Вскоре мама вышла замуж. Отчим был учителем физкультуры, поэтому физподготовка у меня была отличная. В школьные годы чем только не занимался: бокс, борьба, легкая атлетика. После 10 класса планировал поступать в Московский университет физической культуры и спорта. Однако в дни экзаменов сильно заболел.
Недолго думая, решил поступать в «Щепкинку». Но и здесь мне не повезло. В приемной комиссии, как сейчас вспоминаю, был Андрей Саввич Борисов. Он, можно сказать, поставил крест на моей актерской карьере сказав «ты не наш человек». Потом была попытка поступить в Хабаровский институт культуры. Там один пожилой профессор тоже сказал «ты не наш», имея ввиду, что по духу я больше артист, но никак не режиссер и не организатор культурных мероприятий. Профессор посоветовал искать себя в другом направлении. Его слова как-то успокоили.

Что потом?
- Потом я вернулся в Нюрбу. Надо было помогать матери поднимать младших. Поступил на работу в типографию. Там сестра матери работала линотипистской (наборщицей). Однажды ей попалось объявление о наборе студентов в Государственное училище циркового и эстрадного искусства имени М.Н. Румянцева – Карандаша. Я очень обрадовался и сообщил матери о желании поступить на циркового артиста. От такого заявления мать чуть в обморок не упала.
Так и остался дальше трудиться в типографии. Но весной тетя моя снова наткнулась на объявление. В этот раз московская приемная комиссия ехала в Нюрбу. Было решено поступать. Матери ничего не сказали.
На экзамен я примчался прямо с типографии и предстал перед комиссией эдаким чумазым рабочим. Московские педагоги оглядели меня с нескрываемым подозрением, но дали возможность выступить.  Выдал я тогда свою еще «щепкинскую» программу. Сначала спел, станцевал, стихи зачитал. Смотрю лица экзаменаторов чуть смягчились. Потом, когда пантомиму показал меня тут же признали за своего. Наконец я услышал «ты наш человек..». Дело оставалось за малым - приехать осенью в Якутск с документами, а дальше в Москву.

Верно говорят от судьбы не уйдешь?
— Сейчас может так и выглядит. Но тогда в 1980 году казалось, наоборот, все против меня, даже зубы. С зубами были некоторые проблемы и это стало настоящим приговором. В общем беда пришла оттуда, откуда ее не ждали. Приемная комиссия только осенью разглядела отсутствие у меня передних зубов. Вердикт был таков, что в артисты беззубых не берут и точка. Если бы не подруга матери, у которой я тогда остановился не знаю, как сложилось бы. Будучи врачом, она заверила комиссию, что вопрос с зубами будет решен.
Думаю, мне крупно повезло. В тот год желающих поступить в ГУЦЭИ было немало. Из 60 ребят отобрали только 15 человек. Все как на подбор гибкие, яркие, модные. Одна Валентина Якимец чего стоила. И вот среди этой талантливой, продвинутой молодежи оказался и я - деревенский парень, как мне тогда казалось, толком ничего не умеющий и не знающий.
Учиться на циркового артиста оказалось непросто. Приехав в Москву, мы как-то все сравнялись и чувствовали себя так, будто готовимся в космонавты. Среди сокурсников были представители цирковых династий, профессиональные гимнасты и акробаты. Куда нам до них? Однако с этой разницей никто не считался, поблажек не давали. Особенно тяжело пришлось девушкам, некоторые после первого курса вернулись домой. Потом был добор. В 1984 году нас якутян выпустилось восемь человек, в том числе краснодипломница Валентина Якимец ныне режиссер ТЮЗа, акробат-жонглер Александр Березкин, первый профессиональный ручной эквилибрист Владимир Иванов, одни из первых силовых жонглеров Савва Яковлев и Владислав Михайлов, артистка разговорного жанра Наталья Петрова, иллюзионист Дмитрий Колосов, артист пантомимы Ян Готовцев и я.
Кстати, в конце обучения у меня вновь случился конфуз с зубами. Вставленные во время поступления зубы выпали, а беззубым, оказалось, диплом не выдают. Куратор похлопотала. Каким-то «макаром» через медпункт военкомата мне снова быстренько вставили зубы. А потом пришла повестка в армию, но я сбежал в Якутск. Правда уже через пару дней по приезду домой беглеца вычислили и сразу же отправили в армию.

Говорят, вы были учеником самого Юрия Никулина. Каким секретам профессии он вас научил?
- Изначально в ГУЦЭИ я поступил на эстрадное отделение, учился искусству пантомимы. Как-то на втором курсе наш педагог, актёр театра и кино Илья Рутберг сказал: «У тебя лицо какое-то не очень для эстрады… Тебе бы больше подошла клоунада». И меня перевели на курс клоунов-эксцентриков. Здесь я, наконец, оказался на своем месте, педагоги наперебой хвалили, а моим мастером стал Юрий Владимирович Никулин. Он говорил, я не учу тебя, а даю советы. Некоторые из них звучали примерно так: «Не пытайся рассмешить людей оставайся собой», «нужно быть клоуном, а не играть его», «хорошему клоуну стоит показать только палец и зритель будет смеяться». Никулин ставил табу на высмеивание человеческих недостатков, таких как хромота, заикание и прочее. В запрете все то, чем иногда обделяет людей природа.
Помню очень долго Юрий Владимирович мучал меня трюком с мылом. Мыло лежало на полу, а я должен был смешно об него поскользнуться. А он мне все не верил и не верил…
Называю себя последним учеников Юрия Никулина. Сразу после моего выпуска его назначили директором Московского государственного цирка на Цветном бульваре. Я запомнил этого легендарного человека, народного артиста СССР, как немногословного, очень мудрого педагога щедрого на дельные советы. Он мог по долгу молчать, думать, а потом как выдаст что-нибудь эдакое. Его советы я пронес через всю свою творческую жизнь.

Вы оказывается служили в армии. Расскажите, как проходила служба?
- В армии благодаря хорошей физподготовке по началу я прослыл спортсменом. Но не тут-то было! Во время студенчества с Валентиной Якимец мы выступали с известными артистами страны, танцевали чечетку. Фото с концерта разместили в журнале «Юность», он до сих пор у меня хранится. Так вот этот журнал оказался у командира военной части. На следующее же утро о моей истинной профессии было объявлено прямо на плацу: «А ты Лебедев у нас оказывается знаменитость!». Так началась концертная жизнь. В какой бы части не оказался - будь то танковая, автомобильные войска, ремвзвод или связь - я не сходил со сцены. Последние полгода службы и вовсе провел на гастролях по Монголии в составе ВИА «Кроссворд». Так что за два года не освоил ни одну военную профессию.
Служба в армии закончилась так же внезапно как началась. Поступила телеграмма от министра культуры ЯАССР с сообщением о выступлении на правительственном концерте. Срочный вылет, а у меня даже дембельской формы нет. Благо вылет был через Иркутск, с ожиданием в два дня. В этот промежуток удалось заехать к сослуживцам в Читу. «А что это ты такой чуморной?» - завидев меня воскликнули товарищи и за ночь подогнали парадную дембельскую форму. Да так ее расшили, что генеральская рядом не стояла.  
Но самое интересное ожидало в Якутске. Прямо с трапа из-за неуставной формы меня хватает и уводит военный патруль. Форму-то жалко и между нами завязалась драка, подоспела милиция. Меня схватили, скрутили руки, надели наручники. Вдруг одного из милиционеров осенило «это же артист цирка!» и вскоре приключение с формой благополучно завершилось.

Каков был ваш дальнейший творческий путь?
- Сразу по возвращении из армии я отправился в Филармонию. Там в фойе встретил ребят из группы «Чороон». Мне быстро оформили документы и уже на следующий день начались гастроли в Вилюйскую группу улусов. Выступления, гастроли в составе популярных тогда в республике групп продолжались до той поры пока всех артистов оригинального жанра, выпускников ГУЦЭИ, не собрали вместе Марфа и Сергей Расторгуевы. Они объединили нас в эстрадно-цирковую труппу «Ойуун». Это было что-то уникальное. Мы как артисты синтез-театра пели и танцевали, играли на национальных инструментах, жонглировали, владели пантомимой и акробатикой. Популярность, новые и новые идеи очень стимулировали и в 1987 году якутская труппа едет на стажировку в Свердловскую творческую мастерскую циркового искусства.
Здесь нам поставили полноценную цирковую программу, новые оригинальные номера. Вместе с тем труппа набиралась опыта. Через несколько лет все это привело к тому, что в 1994 году на базе синтез-театра «Ойун» был основан Государственный цирк Якутии, было выделено целое (хоть и очень запущенное) здание по улице Ойунского. И знаете, что нас отличало от нынешнего поколения? Мы все делали своими руками. Начиная от реквизита и костюмов, заканчивая ремонтом помещения цирка. Вы только представьте столько энтузиазма надо было иметь! Его то и не хватает нашей молодежи. Я все время сравниваю и стараюсь требовать особенно с молодых клоунов, студентов, которым преподаю в АГИКИ - такой же полной отдачи сил и преданности делу, которое они выбрали своей профессией.
- Труппа якутского цирка много ездила и ездит за пределы республики, а раньше и страны. Где вам довелось побывать и в какой стране больше всего понравилось?
- Да, много, где были… на Аляске, во Франции. С первым поколением NEXT ездил на фестиваль в Италию, с командой клоунов - в Китай. Но самой запоминающейся для меня стала первая поездка. Это было в 1992 году. Синтез-театр «Ойун» выступал в Швеции на музыкальном фестивале. Мероприятие длилось ровно неделю и это были семь дней славы. Вышел даже журнал с нашим изображением на обложке. Его раскупили за 10 минут. За народное признание правительство страны только для нас продлило визу еще на три дня. Мы давали концерты в театрах. И в один из дней нас попросили выступить в супермаркете перед простым народом. Нас буквально окружила восторженная толпа. Так тепло встречали. Потом был обед, а когда вернулись, то увидели, как бубны и остальной реквизит были просто завалены долларами, чеками и всевозможными подарками. Сказали, что это гонорар. Подобных заработков я потом уже не припомню. Такой и запомнилась Швеция.

- Вы уже 36 лет в творчестве. Что для вас цирк?
- Цирк для меня это не просто работа, это семья, мой первый дом. Цирк и в правду был нашим домом. До того, как обзавелись частным домом, хозяйством и внуками мы с супругой там практически жили. Всю молодость вместе ездили на гастроли - я на сцене, Вера Павловна за кассой. Лично у меня так продолжается по сей день, только уже немного в другом ритме. В другой профессии себя просто не представляю, да и не умею ничего другого и не хочу.  
Разве что сейчас по не многу стал строить и мастерить. А все из-за хитрости жены. Она каждый раз все дарит и дарит, чтобы потом хорошенько спросить с меня. Инструментов накопилось столько, что пора открывать мастерскую. Даже токарный станок у меня не стоит без дела.

Интересно какой вы дома?
- Дома такой же, как и на работе. Вся жизнь моя состоит из шуток, юмора и радости. И никогда не начинаю день с ворчания.
С супругой Верой Павловной мы познакомились в Свердловске, поженились, вырастили двоих дочерей, теперь воспитываем внуков. Старшая Анна-Мария учитель английского языка в школе № 17, младшая Ая-Куннэй логопед в детском саду. Считается, что старшая пошла по моим стопам. Она у нас настоящая активистка, участник и организатор всех школьных мероприятий.
Я очень рад, что все еще нахожусь в центре внимания своей семьи – главный массовик затейник   и без меня не проходит ни одно семейное событие. Да какой там событие, без меня, как говорится, даже ужин приготовить скучно, сложно и просто неинтересно. За это за все я благодарен своей семье.

Спасибо, Ростислав Романович, за интересную беседу.  Это, наверное, мое самое веселое интервью. Желаю вам и вашей семье здоровья, много-много радостных и счастливых лет.    

Поделиться
8 августа 2022
indian girl masturbation theindiantube.com shoplyfter.com
www hot bf video desipornscandals.com sexy pron video
family sex.com porndu.net indian muslim aunty sex
shakeela sexy film penyporn.mobi desi sex you tube
sexy poonam pandey pics beegporn.mobi indean sex.com
mide558 ero-video.mobi パンツ越し
xxx indian vidio pakistanipornstar.com worldfree4u.desi
فيديوسكس عربي onlyhardporn.mobi شمس البارودى ساخنة
gujarati ma sex video pornstarsporn.info meri chunar udd jaye
نيك لبنانية sexsida.org جنس اغراء
musashi-dou savehentai.info stardew valley hentai
hollywood girl hd pornoguru.info hot sex scene
xxxaunt maxtube.mobi xnxvideos
abot kamay na pangarap may 9 2023 teleseryeplay.com abot kamay na pangarap january 14 2023
دكتور ينيك bibshe.com سكس على السرير